Элементы росписи
Виды русских росписей и их история

Виды русских росписей и их история

Виды русских росписей и их история известны учёным. Но не обычному человеку. Нам трудно различить их даже по названиям. В чём различия между школами? Что дошло без изменений? Что уже лишь напоминает то традиционное искусство? Специалисты насчитывают несколько десятков видов русских росписей. В предлагаемом обзоре мы коснёмся только некоторых из них.

Спасибо www.culture.ru и zen.yandex.ru

Виды русских росписей:

  • хохломская,
  • гжельская,
  • Федоскинская,
  • мезенская,
  • жостовская,
  • городецкая,
  • палехская.

Всегда ли гжельская посуда была сине-белой? Какая роспись родилась после Октябрьской революции? Почему расписные шкатулки светятся? Разбираемся в секретах художественных промыслов.

Хохломская роспись

Золотые чаши. Хохломская роспись. Иллюстрация к «Виды русских росписей».
Золотые чаши. Хохломская роспись

Если хотят перечислить виды русских росписей, то первой обычно вспоминают Хохлому.

Родиной хохломской росписи стал Нижний Новгород. Хотя и считается, что первыми расписывать деревянную посуду стали иконописцы, это не до конца установленный факт. Но известно, что случилось это XVII веке. Изделия продавали в Хохломе. Отсюда и название промысла.

Мотивами хохломской росписи были растительные орнаменты. То есть — цветы, ягоды, кружевные веточки. Только лесные птицы на хохломской посуде напоминали Жар-птицу. Говорили: «Пролетала Жар-птица. Задела крылом чашу. И стала чаша золотой». После росписи изделие два-три раза покрывали олифой. Втирали в поверхность оловянный порошок. Сушили в печи. После закалки оно получало медовый оттенок. И сияло, словно золотое.

Гжельская роспись

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Иллюстрация к «Виды русских росписей».
Снежный фон и синие узоры. Гжель

В начале XIX века в Гжельской волости был открыт фарфоровый завод. В 1810 году его открыл купец Павел Куличков. Сначала роспись была цветной. Но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубые голландские изразцы. И китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи. Работая только кистью и краской, художники создали более 20 оттенков синего цвета.

Гжельские сюжеты — это пышные розы. Их здесь называли «агашками». Зимние пейзажи. Сцены из народных сказок. Дети катаются на санках. Емеля ловит щуку в пруду. Деревенские жители празднуют Масленицу…

Федоскинская миниатюра

Федоскинская лаковая миниатюра. Иллюстрация к «Виды русских росписей».
Федоскинская лаковая миниатюра

История Федоскинской миниатюры начинается в XVIII веке. В 1795 году Пётр Коробов открыл рядом с селом Федоскино свою фабрику. Если в страну пришла мода на табакерки, то, почему бы их и не выпускать? Постепенно ассортимент расширился. Появились не только пудреницы и броши. Но и коробочки для чая и шкатулки. В краски добавляли металлический порошок. И миниатюры становились «светящимися».

Сюжетами федоскинской росписи стали русская тройка и пейзажи. Однако, изображали не только их. Но и сказочные сюжеты, и сцены народной жизни. Например, гулянья, пляски и чаепития. На изящные изделия давали гарантию в 100 лет. Сияющие краски не тускнели годами. Лак для миниатюр выдерживали на солнце. Этим составом покрывали каждое изделие до 30 раз.

Мезенская роспись

Мезенская роспись. Иллюстрация к «Виды русских росписей».
Мезенская роспись

В XIX веке в низовьях реки Мезень Архангельской губернии появилась мезенская роспись. Самое раннее изделие с мезенскими узорами — расписная прялка. Её датируют 1815 годом. Но местные жители украшали не только прялки. Но также и сундуки, и берестяные короба, и посуду. А также и ковши, и чаши, и бочонки, и тарелки.

Как правило, мастер делил рисунок на три части. Части отражали небо, землю и подземный мир. Их границы он обозначал прямой линией. Узоры располагал в строгом порядке.

Главными элементами росписи были животные и птицы. Конь, олень и утка. Но обрамляли рисунки геометрическим орнаментом.

Мезенской росписью занимались только мужчины. Навыки передавали по наследству. Сначала художнику рассказывали о символах и их сочетаниях в узоре. Потом учили размечать изделие и наносить контуры. Прежде, чем рисовать, будущие умельцы долго писали палочки и линии.

Жостовская роспись

Жостовская роспись. Иллюстрация к «Виды русских росписей».
Жостовская роспись

Роспись по металлу зародилась в подмосковной деревне Жостово. В 1825 году Филипп Вишняков открыл первую «лакерную мастерскую». В ней расписывали табакерки, шкатулки и подносы. Осип Вишняков продолжил отцовское дело.

В 1830-е в появились новые фабрики росписи. Художники украшали подносы букетами цветов. Нарядные изделия быстро обрели популярность. Главным мотивом жостовской росписи стал цветочный букет на черном фоне.

Традиционно мастера выполняли четыре вида рисунков. Это были: «Букет собранный», «Букет враскидку», «Венок» и «Ветка с угла». В центре изделия обычно располагали яркие крупные растения. Тень и мелкие цветы по краям рисунка. Чтобы рисунок светился изнутри, мастера добавляли в краски металлический порошок. А иногда и сусальное золото. Или делали вставки из перламутра.

Городецкая роспись

Городецкая роспись. Иллюстрация к «Виды русских росписей».
Городецкая роспись

Со второй половины XIX века известна городецкая роспись. В 1870 году на Поволжье, в Городецкую волость, приехал иконописец Николай Огуречников. Он научил местных ремесленников изготавливать краски и оживлять рисунок штрихами белого цвета.

Сначала художники расписывали донца — плоские дощечки. На донцах сидели хозяйки, когда пряли шерсть и лен. Украшенное резьбой и цветным рисунком донце украшало интерьер.

Роспись в стиле Городца отличалась контрастными яркими цветами. Художники изображали вороных коней с длинными шеями и тонкими ногами. Но также писали и петухов с гордо поднятой головой и пышным хвостом. Кроме того, рисовали сценки из купеческой жизни. Например, семейные чаепития, прогулки барышень с кавалерами.

Однако, обязательный элемент городецкого изделия — объемные букеты и венки из розанов, ромашек, купавок.

Цветными рисунками украшали ложки и шкатулки, ларцы и хлебницы, мебель и ставни. Также изготавливали из деревянной щепы и расписывали детские игрушки. Это были: куколки, лошадки, прялки, веретенца, утюжки.

Особо популярен был конь-каталка. В расписные саночки впрягали деревянных лошадей. В повозку усаживали кучера. Игрушечных дел мастера не использовали в работе ни клей, ни гвозди. С ювелирной точностью они подгоняли детали, которых иногда было более тридцати. 

«Чтоб изготовить каталку, надо с бесами знаться», — говорили в Городце.

Палехская роспись

Палехская миниатюра. Иллюстрация к «Виды русских росписей».
Палехская миниатюра

История палехской лаковой миниатюры начинается в XVIII столетии. В те годы художники-иконописцы из небольшого села Палех во Владимирской губернии были известны всей России. С 30-х годов XIX века до Октябрьской революции здесь работали иконописные мастерские.

Родоначальником палехского стиля считается Иван Голиков. В 1920 году он создал первую лаковую миниатюру «Адам в раю». В 1924 году в Палехе открылась Артель древней живописи. А спустя год художники получили Гран-при на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже.

Палехские мастера создавали шкатулки, броши, портсигары, табакерки. Они использовали иконописные приемы. Писали на черном фоне темперными красками, изготовленными на основе яичного желтка и воды. И твореным золотом. Так называли золотой порошок, разведенный в воде.

Основными сюжетами были сцены из сельской жизни, былин и русской литературы. Вдохновляли мастеров герои народных и авторских сказок: Иван-царевич и Жар-птица, Серебряное Копытце и царь Салтан.

«Когда мы организовывали артель, у нас на семь человек было только одно собрание сочинений Пушкина… Этим в значительной степени объясняется тот факт, что большинство своих миниатюр мы писали на пушкинские сюжеты», — Александр Котухин, миниатюрист.

Перечисленные виды русских росписей: хохломская, гжельская, Федоскинская, мезенская, жостовская, городецкая, палехская — не исчерпывают многообразия русских живописных школ. Но даже малое знакомство с ними может сориентировать современного человека в этом богатстве красок и узоров. И даже дать ему почувствовать себя, хотя бы чуть-чуть, но «экспертом». А после лучше понимать и другие направления русского искусства. И росписи уже других культур.