Лучшие материалы
Гжельская роспись

Гжельская роспись

Гжельская роспись — русская кобальтовая подглазурная роспись фаянсовых и фарфоровых изделий, отличающаяся высоким качеством, стильностью и особой пластикой рисунка, выполняется обычно в бело-голубых тонах.

Но каковы особенности её пластики и стиля, каковы элементы и приёмы, как и откуда появилась гжель, и почему не устарела и теперь?

А сначала замечательные стихи Елены Никоновой:

Чудо с синими цветами, голубыми лепестками.
Синими цветочками, нежными виточками. 
На белом фарфоре, как на заснеженном поле. 
Из-под белого снежочка растут синие цветочки. 
Неужели, неужели, вы не слышали о Гжели?
Картина «Натюрморт с "гжелью"». Романа Костыгина, 2005 год — иллюстрация к статье «Гжельская роспись» на Aliena-Art
Натюрморт с «гжелью». 2005, 60 х 80 см, холст, масло. Роман Костыгин – artfund.ru

Сегодня гжельскую школу живописи обыгрывают и дизайнеры интерьеров, её бело-голубая эстетика, или, « русская синь» умудряется ужиться и в кантри, и в скандинавском стиле, и даже в Провансе.

Изображение «Дизайн интерьера квартиры в стиле гжель». 2020 год — иллюстрация к статье «Гжельская роспись» на Aliena-Art
Дизайн интерьера квартиры в стиле гжель – vashestroitelstvo.ru

Навигация по статье:

Откуда появилась гжель


Гжельская роспись — русский живописный канон бело-голубой майолики, отличающийся не только своим колоритом, но и уникальным сочетанием композиционных элементов и технических приёмов.


Корнями гжельская роспись уходит в глубокую старину. Издревле гжельские мастера делали посуду, игрушки и расписывали их. А в XVII- XVIII веках уже всё население региона было занято в изготовлении и росписи керамики, благодаря наличию в под Гжелью необходимой высококачественной глины. Фаянс тогда стремительно захватывал как всю Европу, так и Россию.

Изображение «Гжельский сервиз на 12 персон». Иллюстрация к статье «Гжельская роспись» на Aliena-Art
Гжельский сервиз на 12 персон – Источник

В 1724 году  появился Московский завод Гребенщикова, первая в России керамическая фабрика. Там и появилась монохромная (однотонная) роспись по посуде. В манере китайских и европейских мастеров работали и в Гжели, в Подмосковье. Но в 1773 году завод Гребенщикова прекратил свои работы. Конкуренцию в керамике выиграла Гжель. Однако, окончательно, в том виде, в каком гжель сегодня всем известна бело-голубая роспись гжели закрепилась лишь в 20-х годах XIX столетия. Именно тогда в фаянсовых мастерских Богородского и Бронницкого уездов Московской губернии Российской империи (Раменский район Московской области) стали писать в знаменитых бело-голубых тонах. И постепенно роспись стала столь хорошей, что даже германские фарфоровые фабрики уже стали, не стыдясь, подделывать её.

Однако ранняя гжельская роспись была совсем не бело-голубая. Наоборот, и неожиданно… она была цветной.

Изображение «Цветная гжель. Архив». Иллюстрация к статье «Гжельская роспись» на Aliena-Art
Цветная гжель. Архив. – Источник


Забытые виды гжельской росписи


Но не все знают, что кроме классической, или канонической гжели были у неё и другие виды — цветная гжель, надглазурная гжель, гжель глухого кобальта, и костяная или белая гжель.

Цветная гжель


В XVIII веке самой узнаваемой была лубочная гжель. Тогда посуду расписывали зелёным, жёлтым и синим и даже фиолетово-коричневым цветом по белому фону. А в центре писали птицу, людей, животных или домик. А вокруг — орнамент, растения, цветы. Этот вид росписи был утрачен.

Изображение «Лубочная гжель»  — иллюстрация к статье «Гжельская роспись» на Aliena-Art
Лубочная гжель – Источник


Надглазурная гжель


Краску наносили прямо по глазури. И такая работа была очень трудоёмкой. Обжигали изделия три-четыре раза. И себестоимость такой посуды была очень высокой. В выглядела она по-царски. И пользовалась отменным спросом у всех, кто мог её купить.

Изображение «Надглазурная гжель». — иллюстрация к статье «Гжельская роспись» на Aliena-Art
Надглазурная гжель – Источник


Гжель «глухой кобальт»


Здесь, наоборот, мастер сначала покрывал кобальтом всю, подлежащую росписи поверхность, и только после наносил уже поверх кобальта саму глазурь. Далее изделие обжигали и расписывали золотом и белой краской.

Изображение «Глухой кобальт». — иллюстрация к статье «Гжельская роспись» на Aliena-Art
Глухой кобальт – Источник


«Костяная» гжель


К костяной гжели относили расписную посуду, просвечивающуюся при ярком солнце и имеющую лёгкий оттенок слоновой кости, или топлёного молока. Такая роспись делалась золотом, а иногда и платиной. Она подчёркивала совершенство фарфора, возникала особенная игра света. Словно волшебство.

Изображение «Костяная гжель». — иллюстрация к статье «Гжельская роспись» на Aliena-Art
Костяная гжель – Источник


Гжель традиционная, или каноническая


Однако, самая известная гжельская роспись — это бело-голубая гжель, традиционная, или каноническая.


В традиционной гжельской росписи краска приготавливается исключительно на оксид-кобальтовой основе. До обжига краска выглядит серо-чёрной. А вот после — проявляется вся бело-синяя палитра: от полупрозрачного и почти белого оттенка, до светло-голубого и насыщенного тёмно-синего. На изделие кобальт наносится особым «кистевым мазком». Когда оно расписано, приходит черёд окунуть его в белую глазурь и обжечь в печи. В ходе обжига глазурь становится прозрачной и высвечивается весь кобальтовый рисунок. Появляются прочность, блеск.

Изображение «Традиционная гжель» — иллюстрация к статье «Гжельская роспись» на Aliena-Art
Традиционная гжель – Источник


Однако, главная особенность гжельской росписи не в одни бело-голубых тонах, и особенных приёмах работы с краской кистью. Главное отличие гжельского фарфора в том, что роспись гжели — подглазурная. И рисунок пишут по изделию уже до покрытия его глазурью. А остальной фарфор расписывают — по глазури. Не любая краска выдержит температуру в 1300 градусов. А кобальт выдерживает. И это отличает гжель. Как и золото с платиной для обводки.

Технология гжельской росписи


В гжельской росписи применяются свои специфические приёмы. Как работать с кистью — ситчик, китайский мазок, и мазок с тенью. Из каких деталей составлять рисунок — точки, штрихи, линии, бордюры, капельки. Из них составляются узоры — веточки, листочки. А потом и птицы, украшения, другие элементы композиции.


Ситчик


Ситчик — от слова «сито» — этим движением пишут самые тонкие элементы, похожие на мелкое сито. Берётся кисть с тонким длинным ворсом, и самым её кончиком прописываются мелкие детали — точечки, волны, завитки.

Изображение подноса с гжельской росписью, техника "ситчик" — иллюстрация к статье «Гжельская роспись» на Aliena-Art
Ситчик. Поднос. – Источник


Китайский мазок


«Китайским мазком» называется такой приём, когда на кисть берут сразу два различных цвета. При этом детали прорисовывают, не отрывая кисти от поверхности, и изменяя лишь направление движения и его нажим. И получается особенный тональный переход.

Изображение подноса с гжельской росписью, техника "китайский мазок" — иллюстрация к статье «Гжельская роспись» на Aliena-Art
Китайский мазок. Поднос. – Источник


Мазок с тенью


И мазок с тенью — приём, когда синяя и белая краски берутся в особенной пропорции. Синяя даёт насыщенность, а белая как бы ореол.

Изображение подноса с гжельской росписью, техника "мазок с тенью" — иллюстрация к статье «Гжельская роспись» на Aliena-Art
Мазок с тенью. Сервиз – Источник


Как отличить фальшивую гжель от настоящей гжельской росписи


К сожалению, сегодня на рынке представлена не только подлинная гжель, но и работа «по мотивам» гжельской росписи, и откровенные подделки.

Изображение сервиза «Лиза» кобальт-золото. Рыженок А.В. Продукция ПО «Гжель» — иллюстрация к статье «Гжельская роспись» на Aliena-Art
Сервиз Лиза кобальт-золото. Рыженок А.В – Источник
В представленном ассортименте мы встречаем:
  1. Продукцию собственно ПО «Гжель». Она в свою очередь делится на серийные гжельские росписи и авторскую гжель. Последняя подписывается лично автором или мастером. И имеет четыре разновидности клейма.
  2. Продукцию частных художников, работающих в технике гжельской росписи самостоятельно, но тщательно старающихся следовать всем пунктам каноничной гжельской росписи. Они работают в своих личных мастерских.
  3. Подпольную и полулегальную продукцию, которой, к сожалению, довольно много. Среди неё встречаются как изделия с фальшивыми гжельскими клеймами, так и просто повторения брендовой заводской продукции. Встречается хорошая стилизация под гжель, но не более, чем стилизация.
  4. Наконец, дешёвые подделки, выполненные с нарушением уже любых традиций и всякой технологии, вплоть до наклеивания переводных принтов-картинок, чтобы упростить и удешевить производственный процесс.

И всё бы ничего, но новые изделия, нарушающие все каноны гжели, преподносятся как смелые художественные эксперименты гжельской школы живописи, не нарушающие ни технологию, ни стиль.

Как же тогда определить подлинную гжель?


Первое, на что посмотрит любая экспертиза — художественный стиль рассматриваемой росписи. Как в старой, так и в новой гжели, если это не подделка, лежит особая художественная пластика, живописность росписи, праздничность настроя, основной мотив, скульптурность и деталь.

Изображение «Фабричные клейма гжельских изделий» — иллюстрация к статье «Гжельская роспись» на Aliena-Art
Фабричные клейма гжельских изделий – Источник


В современной гжельской росписи можно выделить четыре устойчивые группы, следующие всем канонам: а) «розаны», или «розы», б) полевой цветок и травка, в) геометрический орнамент (сетка и бордюры), г) птицы. Реже — другой важный элемент.


При этом всегда выделяется композиционная доминанта, главный персонаж, герой изображения. Например, большая роза или птица. В подделках главный сюжетный элемент не всегда присутствует, а дополнительные части смешаны и разобщены. Нередко неоправданно укрупнены второстепенные детали, композиция примитивна, а стилизация поверхностна.


Изображение «Магнит Гжель в технике квиллинга» — иллюстрация к статье «Гжельская роспись» на Aliena-Art
Магнит Гжель в технике квиллинг –
© www.livemaster.ru

И чем дорожили, что копили век от века уничтожено и обесценено. Причём не только на сюжетном уровне. Но особенно и в технике мазка. В пластике, напротив, заметны черты вычурности, манерности. И Нет простоты и безупречности. Есть сувенирность, но отсутствует торжественность, нарядность, стильность, праздничность.


По материалу также нарушения: от несовершенства обжига и грубости фарфора до отсутствия прозрачности глазури, пепельности и чернушности окраски из-за неверного температурного режима, выцветание окраски, незаконное использование или применение клейма.


Наконец, гжельская роспись не только традиционна, но и вполне академична. На базе знаменитого Гжельского завода в селе Речицы основан институт, где и изучают роспись, и готовят высококвалифицированных специалистов гжельской школы, что позволяет не только сохранять традицию, но и, не нарушая её принципов, гармонично обновлять и развивать её.

Изображение «Гжель с золотом» — иллюстрация к статье «Гжельская роспись» на Aliena-Art
Гжель с золотом- Источник


Гжель — достояние России

Гжель — без сомнения достояние России. Настоящая гжельская роспись не утратила ни своей оригинальности, ни изысканности, ни назначения, ни современности.


При возможности в других статьях мы постараемся вам лучше показать, как красива подлинная гжельская роспись.

Tags :